на главную страницу

 
 

  

Заемные билеты Владикавказской железной дороги

Баранов А.Г.

Осенью 1918 г. территории Кубани и Дона были очищены от большевиков и перед Краевыми Правительством встали вопросы восстановления разрушенного войной хозяйства. Наиболее пострадавшими оказались железные дороги. Поэтому Кубанское Краевое Правительство по соглашению с правительством Всевеликого Войска Донского 18 сентября 1918 г. предоставили акционерному обществу Владикавказской железной дороги право выпуска краткосрочного займа на сумму в 60 млн. рублей с доходностью в 5 1/4 % (для покрытия необходимых расходов по восстановлению и эксплуатации железной дороги). Гарантию по займу, согласно заключенной 23 сентября конвенции, приняли на себя правительства Кубанского Края и Всевеликого Войска Донского.1

 

В объявлении ведомства финансов от 18.10.1918 г., население Кубанского Края извещалось о предстоящем займе. Это объявление и положение о краткосрочном займе Владикавказской железной дороги были напечатаны в газете "Вольная Кубань", которая вывешивалась в людных местах, на вокзалах, в сберкассах и т.д. Аналогичное объявление в Ростове было опубликовано в газете "Приазовский край" № 187 от 4 (17) ноября 1918 г.

 

Билеты займа выпускались по мере надобности сроком на 2 года, начиная с 1 сентября 1918 г. Течение процентов по билетам прекращалось 1 сентября 1920 г., но платежную силу они бы еще сохраняли в течение 10 лет. Сумма выпуска определялась Особым Комитетом по займу Владикавказской железной дороги, который находился в Ростове-на-Дону, каждый месяц на основании предоставляемых правлением Общества данных о потребности в наличных деньгах на эксплуатационные нужды и на покрытие расходов по восстановлению железной дороги, а также сведений о распространении займа среди населения и суммы заемных билетов, находящихся в учреждении Государственного Банка. Так, например на сентябрь 1918 г. сумма устанавливалась в 10 млн. рублей.

Билеты займа обеспечивались всем имуществом и доходами Владикавказской ж.д. Достоинство билетов займа определено в 50, 100, 500 и 1000 рублей. Согласно положению о займе, эти билеты принимались:

а) всеми кассами Владикавказской железной дороги и дорог Северного Кавказа, в случае согласия последних, а также Государственными Сберегательными Кассами при станциях означенных дорог;

б) казначействами и учреждениями Государственного Банка в платежи и взносы, когда платежная сумма не менее суммы билета с наросшими процентами.

При расчетах билетами займа к их нарицательной стоимости прибавляли, начиная с 1-го сентября1918 г. и кончая днем расчета, проценты в размере 14 копеек со 100 рублей в день, при этом каждый месяц считался за 30 дней.

Когда в учреждениях Государственного Банка билеты займа накапливались свыше предельной суммы, устанавливаемой Особым Комитетом по делам займа, то общество Владикавказской ж. д. было обязано немедленно их выкупить за наличные деньги или погасить дебетованием со своего текущего счета.

Условия погашения краткосрочного займа оговаривались положением о займе Владикавказской железной дороги. В частности в нем говорилось:

"8.По истечении 2-х лет со дня выпуска, т.е. после 1 сентября 1920 г., все заемные билеты оплачиваются по их нарицательной стоимости с процентами, наросшими за два года, наличными деньгами в кассах Общества Владикавказской жел. дор., в Казначействах и учреждениях Государственного Банка.

9. Для указанного погашения заемных билетов при недостатке наличных денежных средств Общество Владикавказской ж. д. обязано заблаговременно выпустить долгосрочный заем.

10. Если бы по обстоятельствам, зависящим от Общества Владикавказской жел.дор. долгосрочный заем не был бы выпущен и вследствие этого после 1-го сентября 1920 г. за Обществом образовался долг казне по данному краткосрочному займу, то долг этот погашается равными долями в течении 10 лет, начиная с 1921 года, из чистого дохода Общества, преимущественно перед другими его обязательствами, при чем на всю непогашенную сумму Общество, начиная с 1-го сентября 1920 года, уплачивает %% в размере, установленном для учета долгосрочных векселей в Государственном Банке”.2

Доход с заемных билетов Общества Владикавказской ж. д. не облагался процентным сбором и только с нарицательной суммы выпущенных билетов был установлен гербовый сбор в размере 1 %.

Надзор и контроль за изготовлением, учетом и выпуском билетов производился особой комиссией при экспедиции ростовской конторы Госбанка, в которую входил также и представитель железной дороги. Количество выпущенных билетов с указанием их достоинства и номеров заносилось в особую книгу и заверялось Комитетом по займу. В состав Особого Комитета вошли: управляющий Ростовской н/Д конторой госбанка - Гульбин, представители от Всевеликого Войска Донского: от отдела финансов - Племянников, отдела путей сообщения - Чурилов, и войскового контроля - Сыровяткин, представители от Кубанского Краевого Правительства - Синев и Квитченко и от Общества Владикавказской ж.д. - Осипов.

1 сентября положение о займе было утверждено высшим командованием Добровольческой армии для введения в действие в пределах Черноморской и Ставропольской губерний, и в состав Комитета введен представитель - Цакони. Затем, по приказу главнокомандующего вооруженными силами на Юге России ген. Деникина от 8 февраля 1919 г. за № 18, положение о займе распространено на территорию Терско-Дагестанского края. С января 1919 г., по соглашению банков с железной дорогой, заемные билеты введены в обращение и в Бакинско-Петровском районе железной дороги. Таким образом, область хождения заемных билетов захватывала весь Северный Кавказ и побережье Каспийского моря до Баку, фактически же билеты принимались в уплату и в Тифлисе, и в Батуми.

Согласно положению о займе, билеты изготовлялись экспедицией при Ростовской конторе Госбанка по рисункам, доставленным администрацией дороги, достоинством в 50, 100, 500 и 1000 рублей в следующих размерах: 50 руб. билеты - на 10 млн. рублей, 100 руб. - 15 млн. рублей, 500 руб. - на 15 млн. рублей и 1000 руб. - на 20 млн. рублей. Билеты каждого достоинства имеют литеры и порядковые номера от 1 до 50 000 в каждой литере. Заемные билеты были прекрасно оформлены, печатались на бумаге хорошего качества с мелованным рисунком, что выгодно отличало их от массы денежных суррогатов, наводнивших денежное обращение того периода.

Фактически было изготовлено и выпущено (см. таблицу):3

Купюры

Образцов листов

Билетов листов

Число билетов в листе

Общее число билетов

На сумму

Число билетов

На сумму

50 руб.

46

9.463

27

255.501

1277500

170.000

8500000

100 руб.

60

7.965

21

167.265

1672650

150.000

1500000

500 руб.

60

1.997

21

41.937

2096850

32.000

1600000

1000 руб.

120

2.237

12

26.844

2684400

20.500

2050000

Всего

268

21.662

——

491.547

7731400

372.500

6000000

"Образцов" изготовлено по 5.026 шт. каждой купюры, из которых 4.532 разосланы по Краю и по 494 шт. оставлены в Ростове. Весь остаток на сумму в 17.314.050 руб., как равно и клише, гравюры и переводы на камнях уничтожены 5 октября 1919 г. в присутствии Войскового контроля. Всего было уничтожено 27 камней, и оставлены лишь в связи с выпуском 2-го займа дороги гравюры на камне: карта, паровоз, горы и подпись Войновского-Кригера.

18 августа 1919 г. Особым совещанием при главнокомандующем Вооруженных сил Юга России постановлено разрешить Обществу Владикавказской ж.д. выпуск 2-го краткосрочного (5,4%) займа на 200.000.000 рублей сроком на 2 года, считая с 1-го сентября 1919 г., обеспеченного имуществом дороги, в виде заемных билетов достоинством в 1000,5000 и 10.000 рублей, четырьмя сериями по 50 млн. рублей в каждой. Это постановление сообщено правительствам: Главного Командования В.С.Ю.Р., Всевеликого Войска Донского, Кубанского Края и Терского казачьего войска, и последними в августе-сентябре утверждено.

Надлежало отпечатать 25 000 билетов по 1000 рублей, 15 000 билетов по 5000 руб. и 10 000 билетов по 10 000 рублей. Первый выпуск купюр в 5 000 и 10.000 рублей произведен в ноябре 1919 г. Более подробных архивных сведений о выпуске 2-го займа найти не удалось, но, видимо в обращение были пущены лишь купюры в 5 000 и 10 000 рублей, билеты же в 1000 руб. не выпускались и известны только в односторонних образцах.

Билеты Владикавказской ж.д. имели широкое распространение. Им верили, по отзыву многих северо-кавказцев, не из-за гарантии четырех правительств, а потому, что акционерный капитал дороги в большей части был иностранным, а "англичане заплатят".

Заем был успешно размещен, а из сумм, вырученных от этого займа, Общество Владикавказской ж.д. смогло даже кредитовать Армавиро-Туапсинскую, Черноморо-Кубанскую и Ейскую железные дороги. Гарантом возвращения кредитов выступило Кубанское Краевое Правительство, а условия возврата были определены в 20 параграфе положения о краткосрочном займе, в котором говорилось:

"В случае непогашения Обществу Владикавказской ж.д. выданных каким-либо из названных обществ сумм к 1 августа 1920 г. такие суммы погашаются, по усмотрению Кубанского Правительства, либо равными долями в течение 10 лет, начиная с 1921 г. из валового дохода каждого из обществ, либо непосредственно из казны. При этом на всю непогашенную сумму в упадающих на каждую железную дорогу долях Общества, начиная с 1-го сентября 1920 г., уплачиваются %% в размере, предусмотренном ст. 10 положения”.4

Билеты имели хождение по март 1920 г., когда по обязательному постановлению Реввоенсовета Кавфронта "о хождении дензнаков на территориях Донской области, областей Кубанской, Терской и Дагестанской и губерний Ставропольской и Черноморской" были аннулированы во всех купюрах без права обмена. Об этом постановлении на всех станциях железной дороги была вывешена телеграмма за подписью наркомов Соколова и Нацаренуса.

7 июля 1920 г. распоряжением за № 245 Кубано-Черноморского областного ревкома на основании распоряжения НКФ все без исключения местные денежные знаки, выпущенные врагами РСФСР, как-то: донские билеты ГКВСЮР (добровольческие), 5% краткосрочные обязательства Всевеликого Войска Донского и заемные обязательства Владикавказской железной дороги, полностью аннулировались.5

Имевшиеся в станционных кассах билеты были сконцентрированы в главной кассе дороги, а затем уничтожены частично сожжением, частично переработкой на бумажных фабриках. На руках у населения осталось довольно большое количество билетов 1-го займа и очень малое - купюр в 5000 и 10 000 рублей; купюры в 1 000 рублей 2-го займа (сентябрь 1919 г.) известны в образцах в единичных экземплярах.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Соколов В.М. Заемные билеты Владикавказской железной дороги //Советский коллекционер. 1928. №1. С9.
  2. ГАКК. Ф.р.-6. Оп.1. Д.100. Л.35.
  3. Соколов В.М. Заемные билеты Владикавказской железной дороги //Советский коллекционер. 1928.№1. С9.
  4. ГАКК. Ф.р.-6.Оп.1. Д.100. Л.37.
  5. ГАКК. Ф.р.-1013. Оп.1. Д.31.Л.10.

 

 


Преимущества магнитных сепараторов ; Цены на деньги России