на главную страницу

 
 

  

Бумажные денежные знаки как источник изучения финансово-экономических отношений на Северном Кавказе в 1917-1920 гг.

 А.Г. Баранов

Бумажные денежные знаки относятся к государственным документам, играющим важную роль в системе социально-экономических и политических отношений как внутри страны, так и между государствами. Они являются строго документальными, объективными свидетельствами многих исторических событий в жизни общества.

В денежных знаках эмитент выражает свою идеологию с помощью эмблем (гербов), девизов, текстов, рисунков, орнамента, печатей, а также других элементов и свойственных денежным знакам признаков. По сравнению с монетой бумажные денежные знаки дают больше возможностей для выражения политических взглядов и интересов. Изучение элементов, признаков на бумажных денежных знаках, бонах породило особую дисциплину - бонистику.

Специфический характер исторического развития нашей страны, которая менее чем за сто лет сделала скачок от феодализма к капитализму, а затем - от капитализма к новому общественному строю, вызвал серьезные пертурбации в ее денежном обращении. Пожалуй мало, где в мире были такие обширные по объему и разнообразию выпуски денежных знаков и бон, как в нашей стране. Наибольшее их количество приходится на период гражданской войны 1917 - 1920 гг.

Некоторые эмиссии периода гражданской войны в номинальном исчислении достигали астрономических сумм, другие известны только в пробных экземплярах. До сих пор историки находят боны и денежные знаки того периода, о которых не было ранее известно.

По неполным данным за период революции и гражданской войны было выпущено более 14 тыс. наименований бумажных денежных знаков, бон и денежных суррогатов. Сейчас эти бумажные денежные знаки как документы прошлого хранятся в архивах, музеях и личных коллекциях. Вся эта масса исторических источников пока еще досконально не исследована. Фундаментальных исследований по истории обращавшихся на территории России бумажных денежных знаков и бон нет.

Историк в своей работе должен учитывать огромное значение бумажных денег, отражающих общественно-экономические условия жизни общества. Бумажные денежные знаки являются ценным историческим свидетельством и требуют изучения в совокупности с другими государственными документами.

При изучении бумажных денежных знаков периода революции и гражданской войны необходимо учитывать то обстоятельство, что любая денежная эмиссия тесно связана с интересами определенного класса и политической конъюнктурой.

Для того чтобы исследовать бумажные денежные знаки, боны необходимо провести их классификацию по определенным признакам. В современной историографии, в зависимости от цели исследования, классификация бумажных денежных знаков может быть сделана с разных позиций, а именно со следующих точек зрения: хронологического подхода; социально-экономической характеристики природы денежного знака; технико-производственной характеристики, предполагающей рассмотрение особенностей изготовления того или иного денежного знака; его внешнего вида.1

Документальные данные об эмиссиях денежных знаков периода гражданской войны крайне ограниченны. Очевидцы этих событий ушли из жизни, многие архивные дела в буре гражданской войны погибли. Такая же участь постигла многие архивы в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим, особое значение приобретают денежные знаки, способные расширить информационное поле исследования, ответив на вопросы, связанные с их выпуском: кем были выпущены денежные знаки, когда, где, в каком количестве, в какой обстановке, какие претерпели изменения, сколько времени обращались, как обеспечивались, сколько имелось выпусков.2

Прежде чем перейти к описанию денежного знака, оговоримся, что в существенном большинстве случаев мы имеем дело с совокупностью сразу нескольких признаков. Зачастую признак, который является решающим в одной эмиссии, может не иметь значения в другой. Изучая конкретную эмиссию, необходимо к каждому признаку подойти индивидуально, взвесить его значение для конкретного денежного знака. Для различных эмиссий и признаки, определяющие новый выпуск денежного знака, могут быть разные, а в отдельных случаях роль решающего, и порой единственного признака играют даже такие различия, как величина цифр номера.

Бумажные денежные знаки представляют собой специфическую разновидность письменных документов, исследование которых требует привлечения знаний вспомогательных исторических дисциплин.

При внешнем анализе (критике) денежных знаков, который проводят по аверсу (лицевой стороне) и реверсу (оборотной стороне), следует внимательно изучить герб (эмблему), разобрать текст, орнамент, филиграни, материал (бумагу), печати, надпечатки и другие элементы (признаки), расположенные на знаке.

Внешняя критика бумажного денежного знака отличается от анализа любого письменного документа своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие от других письменных источников это - государственный документ, являющийся средством платежа, обращения и накопления. Он содержит в себе много различных элементов, признаков (палеографических, орнаментальных, геральдических и др.), отражающих идеологию эмитента, "прочесть" которые возможно лишь при специальной подготовке. При сравнении с актовым документом, анализ бумажных денежных знаков более сложен. Так, если при работе с актовым документом исследователь изучает лишь текст (палеографический анализ), бумагу (филигранный анализ) и печати (сфрагистический анализ), то для внешней критики бумажных денежных знаков нужны еще знания специальных (вспомогательных) исторических дисциплин - геральдики, хронологии, метрологии, иконографии, эпиграфики, филателии и орнаментики.

С помощью внешней критики бумажного денежного знака, боны исследователь выявляет место и время эмиссии, выпуска; государственную принадлежность; цели и характер эмиссии, выпуска; сроки их обращения и погашения; гарантию эмиссии, выпуска; оригинал это или копия (фальшивый знак); классовую принадлежность эмитента; дальнейшую судьбу эмиссии, выпуска.3

Без внутренней критики денежного знака, боны невозможно определить многие факты, касающиеся денежных знаков: разновидности, тиражность, наличие других номиналов, метрологию и полную историю эмиссии.

Изучение бумажных денежных знаков как исторического памятника требует своих методов и приемов. Главным методом бонистики становится комплексный анализ бумажного денежного знака4. При комплексном анализе большую помощь оказывают методики специальных исторических дисциплин.

Исследуя бумажные деньги по их основным признакам, историки бонисты получают такие сведения о деятельности эмитента, которых нет в других источниках. В некоторых случаях бумажные деньги выступают как единственный документ, характеризующий некоторые стороны политической, социально-экономической деятельности эмитента.

Природа денежного знака неразрывно связана с функционированием государства; любое изменение текста, даты, рисунка, подписи и других признаков на нем свидетельствует об изменениях политического характера. Изучение этих изменений, установление их закономерности способно внести дополнения и уточнения в исследуемые проблемы.

Первоначально, при исследовании бумажного денежного знака, необходимо провести гербовую экспертизу находящихся на нем эмблем и гербов, других символических знаков, используя эмблематику (геральдику).5 Эмблематический признак на денежных знаках - решающий при определении эмитента, он подчеркивает его классовую принадлежность. Одним из первых видов работы с денежными знаками является определение по гербу, символическому знаку его государственной и классовой принадлежности.6

Работа с геральдическим признаком на денежном знаке требует особого внимания, так как даже незначительное изменение в гербе или другом символическом знаке указывает на изменение эмитента. Герб является особым видом исторического источника, определяющий новые ценные данные, а гербовая экспертиза, как необходимая составная часть комплексного исторического исследования, может дать новое решение отдельных вопросов социально-экономической истории.

Кроме гербов, которые располагаются на бумажных денежных знаках, большую роль играют такие элементы, как геральдические и негеральдические знаки, имеющие различное символическое значение и отображающие определенную идеологию. К негеральдическим фигурам относятся: естественные фигуры - человек, животные, птицы, рыбы, солнце, звезды, растения (каждая из которых передает определенное понятие);7 искусственные предметы (сделанные человеческими руками) - меч, лук, стрелы, щит, шлем, серп, молот; тератологические фигуры - двуглавый орел, дракон, вашпан, имеющие символическое значение и не существующие в природе.

Немаловажную роль при рассмотрении геральдического признака на деньгах играют цвета красок, которые используются при изображении герба или других символических фигур и предметов.

Исследуя гербы и символические знаки на бумажных денежных знаках периода гражданской войны, необходимо помнить, что они отражали политические, классовые и идеологические цели, задачи и стремления конкретных правительств, государств, государственных образований, армий, учреждений, местных властей и даже частных лиц, выпускавших денежные знаки в обращение.

За короткий промежуток времени на денежных знаках российского государства появлялись и исчезали всевозможные гербы и символические знаки. Так, Российская империя имела пять разновидностей государственного герба - двуглавого орла. Временное правительство - две. Герб РСФСР имел восемь разновидностей.

С зарождением новой эмблематики, гербы и эмблемы на советских местных выпусках денег - означали орудия трудящихся, символы промышленности и сельского хозяйства, а также изображения характерных особенностей той местности, где выпускались бумажные денежные знаки. Многие местные советские выпуски бон были украшены миниатюрами быта трудящихся. Революция смела старое, традиционное представление о правилах оформления бумажных денег, а новые только зарождались, поэтому каждый местный совет позволял своему художнику проявлять свое творчество. Местные советские деньги представляют особый интерес, как малоизвестные факты символического понимания "власти трудящихся" разными социальными группами населения.

Из-за нехватки денег отдаленные от центра местные Советы рабочих и крестьянских депутатов использовали найденные в банках и других кредитных учреждениях денежные знаки прежних властей. Выпуская их в обращение, местные органы власти ставили на них штампы, надпечатки, где доводили до населения причину выпуска, сроки обращения. При гербовом анализе таких бон необходимо обращать внимание не только на гербы прежних правителей, но и на новые надпечатки и штампы (акцепты), с помощью которых можно установить, кто и когда выпустил деньги в обращение.8

На окраинах России правительства применяли свои национальные символы местного значения.9 Интересен герб на денежных знаках кавказского имама Узун-Хаджи. Осенью 1919 г. появились его деньги - туманы, с характерными для Востока геральдическими символами. В центре денежных знаков изображены весы, на чашах которых расположены: слева - открытая священная книга мусульман - Коран, справа - зеленое знамя; в центре перекрещенные винтовка и кавказская сабля; внизу полумесяц и три звезды; вверху над геральдическими символами - корона монарха.

Исследование гербов при внешнем анализе бумажных денежных знаков, бон дает возможность установить государственную принадлежность, классовый и национальный характер эмитента. Изменение символики достаточно наглядно отражало исторические процессы, смену правительств, курса и идеологии.

Следующим по значимости шагом является палеографический анализ бумажного денежного знака, боны. Внешние признаки денежного знака, изучаемые бонистической палеографией, включают краски, знаки письменности, подписи, водяные знаки, изменения в тексте, номера серий. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории.

В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда признаков: знаков письменности, используемой бумаги, краски, изменений в тексте денежных знаков, наличия или отсутствия филиграней, подписей, цвета, высоты и ширины номеров серий, изменения номиналов. Не меньшее значение приобретает выявление соответствия этих признаков друг другу для определенного исторического периода.

В ходе гражданской войны в России один и тот же денежный знак мог быть использован различными эмитентами. Известны случаи, когда разные по классовому характеру эмитенты выпускали одни и те же денежные знаки.10 Вновь выпущенный денежный знак содержал внесенные новым владельцем изменения. Это могли быть разновидности в тексте, в номиналах купюр, в номерах серий, в подписях должностных лиц, в бумаге с другим водяным рисунком, цветом, высотой и шириной номера серии.

Во время гражданской войны денежные знаки очень редко обменивались на твердую валюту. Правительство РСФСР гарантировало деньги "всем достоянием республики", а несоветские местные денежные знаки содержали текст об их обмене на "общегосударственные кредитные билеты"11.

Исследование текстов дает представление и о дальнейшей судьбе эмиссии. Изменения в тексте на денежном знаке - всегда решающий признак для выделения разновидности как показателя нового выпуска, новой эмиссии, для которых изготовлялось новое клише или брались печатные бланки иного вида. Имеются ввиду случаи, когда текст денежного знака изменяется по содержанию, по расположению порядка слов (или происходит замена одних слов другими), а не вариациями величины букв шрифта или их типа, буквенных опечаток или опечаток в интервалах между буквами. Последние различия не могут и не должны служить основанием для выделения разновидностей, так как не указывают на новый выпуск или увеличение эмиссии, а объясняются исключительно условиями типографской работы в революционное время, спешностью выпуска, недостатком подготовленных кадров, плохим контролем со стороны властей или просто хулиганством печатников.12

Подобные разновидности есть в гарантированных чеках Екатеринодара, отличающихся, при прочих одинаковых признаках, печатным наименованием владельца счета, а именно Екатеринодарского казначейства и сберегательной кассы №279, для которых чеки были специально отпечатаны.13 И, наоборот, никакого значения для выявления нового выпуска не имеют различия в величине букв в грозненских чеках или опечатка - "трир убля" вместо "три рубля". Все это говорит лишь о плохой работе наборщиков, недостатке шрифта, корректурном недосмотре, а не о новых, вызванных какими-либо причинами выпусках бон, служивших показателем изменений в исторических условиях или сдвигах в экономике, потребовавших нового выпуска.14 Иное дело такие "опечатки", как во втором выпуске Бара, где 3-х и 5-руб. билеты напечатаны на бланках 10-руб. бон. В этом случае - уже разновидность, так как здесь присутствует сознательное увеличение выпуска мелких купюр за счет заготовленных к выпуску крупных.

С помощью палеографического метода новые выпуски можно выявить по разновидностям серий на денежных знаках. Отсутствуют разновидности в тех эмиссиях, где, как и в советских знаках или в выпусках многих других эмиссий, серия и ее номер служили для учета и контроля.15 Но имеются и другие случаи в небольших по размеру и по территории хождения эмиссиях, когда серии, по большей части буквенные, указывают не на учет и контроль, а на плановый выпуск бон, следовательно, на новые выпуски. В таких случаях имеет значение, прежде всего, все ли боны данной эмиссии имеют серии, т.е. слово "серия" или буквы серии, или нет, и почему эти слова и буквы появляются. Для характеристики данной ситуации обратимся к конкретным фактам денежного обращения. Синие чеки Владикавказа 1918 г. имели три выпуска (III, IV и V) только с порядковыми номерами, затем стали обращаться чеки со словами "Серия А", время появления которых после указанных выпусков твердо устанавливается по датам. Во всем остальном этот выпуск тождественен с предыдущим V выпуском. Никаких серий у него не имеется. Очевидно, что была произведена новая эмиссия, как разрешенная к выпуску, и особо, как все выпуски Владикавказа, отмеченная.16

Каждая серия чеков Ставрополя, связана с новым выпуском, на что указывает соответствие номера серии иному сроку действия чека. Так, 3-я серия выпущена до 1/I 1919 г., 4-я до 1/III, 5-я до 1/V, т.е. все эти серии - разновидности.17 На денежных знаках Минеральных вод указаны буквы серии А, Б, В, причем, буква А стоит только на знаках 1917 г. ("орловках"), а буквы Б и В - на знаках 1918 г., причем, каждой из этих серий соответствуют и небольшие изменения в клише (квадратик после номинала прописью) и изменения качества бумаги. На основании этого сопоставления можно сделать вывод, что каждой буквенной серии в знаках Минеральных вод соответствует новый выпуск, а, следовательно, и новая разновидность.

Не меньшее значение имеет место постановки номера и серии на бумажном денежном знаке. Анализ чеков Владикавказа свидетельствует о том, что у одних чеков порядковый номер стоит слева внизу и идет снизу вверх, а у других - в верхнем правом углу горизонтально. Оба чека печатались в местной типографии, и имеют одинаковый текст. Дальнейшее изучение позволяет выявить еще несколько признаков, совокупность которых с несомненностью говорит о двух различных выпусках.18 Такое же различие имеется в терских 100-руб. чеках, среди которых встречаются экземпляры с напечатанным наискось словом "СрГД", причем, встречается это только на сериях с буквами Г и Д. Объясняется это тем, что большое количество денежных знаков серий Г и Д были украдены, а оставшиеся чеки получили указанную допечатку, без которой серии Г и Д были бы недействительны. И хотя это не новый выпуск, но любопытный штрих из истории денежного обращения в Терской республике.

Денежные знаки, как исторический источник, позволяют ввести в оборот персоналии исторических лиц, имевших отношение к экономической политике и к выпуску бон. Внешний анализ подписей на денежных знаках является одним из способов выявления эмитента даже в том случае, когда все остальные признаки остаются без изменений. Известно, что советское правительство использовало денежные знаки, заготовленные еще Временным правительством. На этих знаках были текст, герб, рисунки и другие признаки дореволюционной России. Появились они в обращении в мае 1919 г. с подписью управляющего Народным банком РСФСР Г. Пятакова. Только по этому признаку (подпись) определялся советский выпуск денег.

Бумажный денежный знак, как исторический источник, несет на себе большой объем скрытой или латентной информации, прочесть которую помогают методы сфрагистики. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника. Печати зачастую становятся важнейшим источником для изучения истории различных институтов государственной власти, помогая установить принадлежность выпуска и проследить участь денежных знаков даже в том случае, когда в каталогах по отечественной бонистике и справочной литературе отсутствуют сведения. Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет.

При изучении банковских чеков и денежных суррогатов на основе государственных процентных бумаг особое внимание необходимо обращать на акцепт и надпечатки банка или казначейства. Всякое изменение в тексте акцепта, как и в тексте боны, является вполне достаточным основанием для выделения разновидностей. Акцепт в первых выпусках чеков Владикавказа говорит о выпуске на месяц, а в последующих - об обмене "при первой возможности".19 Обычно изменения в акцепте связаны с другими признаками, но есть случаи, когда только акцепт помогает выявить новую разновидность (новый выпуск). Так, обязательства Всевеликого Войска Донского различались обычно только по номиналам и срокам хождения, между тем как они выпускались в трех городах: в Новочеркасске, Таганроге и Ростове-на-Дону, причем, на место выпуска указывает только банковский акцепт на обороте обязательства.

Для выявления новых выпусков денежных знаков имеют большое значение печати банка на чеках или городские - в выпусках городов. Цвет оттиска и размер печати в некоторых случаях может указывать на новый выпуск. Для окончательного вывода необходим дальнейший анализ денежного знака по другим критериям. Изменение текста печати и герба в центре ее всегда указывает на те или иные перемены или в эмиссии, или в организации самого выпускающего учреждения, что в свою очередь, как правило, является следствием изменения политической обстановки в регионе выпуска.

Так, на синих владикавказских чеках встречаются печати с текстом: "Владик. Отдел. Государств. Банка" или "Второе Влад.Отд.Народн.Банка". Герб первой печати - двуглавый орел с короной, второй - тот же орел без короны. Характер этих печатей содержит прямое указание на изменение в политической обстановке, происшедшее в период выпуска - произведенную советским правительством национализацию банков.

Такого же характера печати на екатеринодарских чеках с текстом Екатеринодарского отделения Государственного банка или краевой конторы Государственного банка, организация которой связана с образованием самостоятельного Кубанского краевого правительства. Печать Грозненского совета рабочих, солдатских и казачьих депутатов на чеках Азовско-Донского банка несомненно, требует выделения таких бон в особую разновидность, как отражение того, что чеки, выпущенные "белой властью", обращались и после ее уничтожения.20

Кроме печатей и конгревов, бонистическая сфрагистика занимается перфорациями, поставленными на денежные знаки.21 На многих денежных знаках эмитенты ставили перфорации уже в процессе подготовки к выпуску их в обращение. На бонах Екатеринодарского отделения Государственного банка образца 1918 г., достоинством в 50 и 100 руб., выпускавшихся от имени Северо-Кавказской советской социалистической республики, ставилась перфорация 21 ГБ, что означало: 21-е отделение Государственного банка. При анализе таких купюр следует обратить внимание, что перфорация ставилась двух видов: крупная и мелкая. Чеки Азовско-Донского коммерческого банка, выпускавшиеся в Грозном имели перфорацию с обозначением номинала *25*. Она ставилась банком перед выпуском денег в обращение.

При анализе перфораций проставленных на бумажных денежных знаках, нельзя забывать о том, что последние довольно часто аннулировались путем пробивки или перфорации. Особенно это было распространено на Северном Кавказе (Владикавказ, Екатеринодар, Грозный, Область Войска Донского). Подобные признаки имеются на упоминавшихся грозненских чеках. На их лицевой стороне дважды ставился штамп “Уплачено” (это эпиграфический признак) и перфоратором пробивались четыре равных отверстия, - что служило свидетельством изъятия чека из обращения советской властью путем обмена на совзнаки. Такой способ применялся для аннулирования, изъятия из обращения местных, частных выпусков денег.

Ставропольским отделением Государственного банка для гашения денежных знаков применялся довольно любопытный способ - наложение штемпелем слова "образец" на всех бонах Северного Кавказа, попадавших в его кассу. Этот штамп не следует смешивать с настоящими образцами бон, которые имеют и другие особенности. Образцы, обычно односторонние, с особой пробивкой, выпускались на иной бумаге, чем вся эмиссия.22

Важную роль при изучении социально-политических и экономических событий периода гражданской войны на Северном Кавказе, отражением которых стала массовая эмиссия бумажных денежных знаков всевозможными эмитентами, играет хронологический анализ. Для эмиссионной политики изучаемого периода характерен выпуск в обращение огромного количества временных денежных знаков. Выпуская боны в обращение эмитент надеялся обменять их в скором времени на единую валюту Российского государства.

При внешней и внутренней критике бумажных денежных знаков, возможно установить дату - год, месяц, а иногда и день выпуска денег в обращение. Эмиссии денег в ходе гражданской войны отличаются особой непостоянностью их эмитентов. Установление точной даты позволяет установить владельца эмиссии. Зачастую только дата выпуска денег (месяц, а иногда и число) или же сроки их обращения, погашения становятся решающими факторами при установлении эмитента, что дает возможность получить дополнительные данные о финансово-экономической деятельности конкретного правительства, органа власти или частного лица, выпустившего деньги в обращение.

На общеобязательных советских и несоветских денежных знаках даты эмиссии проставлялись обязательно, иногда даже указывались сроки обращения и погашения. В то время как на временных бонах указывались даты, до которых бона могла находиться в обращении и после которой она подлежала изъятию или обмену. Этот признак, будучи отмечен на денежном знаке, является решающим для выявления новой эмиссии. Таковы, например, обязательства Всевеликого Войска Донского (сроки 1/I, 1/III, 1/V), чеки Екатеринодара (3 и 6 месячные), чеки Армавира (июль и декабрь). Многие из таких "срочных" денег своевременно не выкупались и не заменялись другими, а срок их удлинялся путем наложения штампа (надпечатки) о продлении срока. Такие надпечатки служат лишь техническим указанием, что боны своей денежной силы не потеряли (фактически просроченные боны имели силу и без надпечатки). Широкое и повсеместное обращение просроченных денежных знаков весьма наглядно свидетельствует о нестабильном финансово-экономическом положении местных органов власти.

Многие местные и частные выпуски вообще не имеют дат. Их печатали, надеясь скоро заменить общеобязательными, поэтому не задумывались о датах и сроках обращения. О выпуске денег в обращение население оповещалось в объявлениях, расклеенных по городу, или на страницах местных газет. В данном случае, чтобы установить примерную дату выпуска, необходим не только внешний, но и внутренний анализ денежного знака.

При хронологическом исследовании денежных знаков, выпущенных имамом Узун-Хаджи, и имевших тексты на арабском языке, большую помощь может оказать внутренняя критика. Среди наиболее полных каталогов по выпускам денег Северо-Кавказского эмирата следует назвать каталог Н.И.Кардакова.23

Дополнительную информацию о некоторых аспектах денежного обращения северокавказского региона удалось получить, анализируя метрологические данные бумажного денежного знака. С помощью метрологии решаются некоторые вопросы критики источника. Метрологический признак в бонистике характеризует соотношение между крупной купюрой и ее дробными частями.

Метрологическая методика помогает установить место эмиссии, отношение выпущенных денег к ведущей валюте данного региона, а также государственную принадлежность денежного знака. Совместно с палеографическим признаком, метрологический признак помогает, что весьма важно, установить правомочие эмиссии.

На территории нашей страны в исследуемый период, кроме традиционного русского рубля, в обращении находились различные по названию общеобязательные и необщеобязательные бумажные деньги. С вторжением в 1918 г. немецких и австро-венгерских оккупантов появились в обращении немецкие марки и военные деньги, ост-рубли, австрийские кроны и польские марки. Под давлением интервентов и оккупантов на временно захваченных территориях городские управы, частные лица выпускали бумажные деньги на двух-трех языках (билингвы).

Номинал денежного знака также относится к метрологическому признаку. В большинстве случаев, будь номинал печатный или рукописный, он является решающим признаком для определения новой эмиссии. Рукописные номиналы в этих случаях - всегда строго определенные, кратные, кроме 50 коп., 1, 3, 5 или 10 руб., и часто сопровождаются соответствующей номиналу перфорацией (Екатеринодар, Грозный).

Но есть и исключения, когда рукописный номинал не служит основанием для выделения разновидности. Это - так называемые чеки "на произвольные суммы" Пятигорска и первые два выпуска чеков Владикавказа ("белые" чеки). Номиналы здесь встречаются самые разнообразные, даже в рублях с копейками, а различные выпуски определяются иным признаком или их совокупностью. Боны на произвольные суммы встречаются и среди частных выпусков Александрополя и Таганрога.

Для определения подлинности исторического источника, коим является бумажный денежный знак, необходимо проводить филигранный анализ денежного знака.24 Выпуская деньги, эмитент старался обезопасить эмиссию от фальсификации. Для каждого выпуска общеобязательных денег характерна бумага с определенными филигранями.25 По филиграням определяется год, место выпуска, а также эмитент.

Остановимся на тех водяных знаках, которые играют решающую роль, присутствие или отсутствие которых, их форма, позволяет выделить бону в особую разновидность. В некоторых случаях такие боны имеют и другой, обычно малозначащий признак - различные буквы серии. Таковы билеты Ростовской конторы Государственного банка, в которых только по водяному знаку, а также по буквам серии определяется место выпуска знака, в данном случае Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск, Феодосия или Симферополь. Место выпуска этих билетов номиналом в 1 руб., не имеющих водяного знака, определяется только по буквам серии.26

По водяным знакам различают и выпуски денежных знаков РСФСР.27 Однако имели место и такие случаи, когда водяной знак и качество бумаги никакого значения не имели, так как для одного и того же выпуска бралась та бумага, ввиду ее общего недостатка, которая была под рукой. Таковы денежные знаки Грозного (разная толщина бумаги, на некоторых экземплярах водяной знак).

В период гражданской войны многие общеобязательные и, в основной массе необщеобязательные, местные, частные, внутренние боны не имели филиграней. Бумажные деньги печатали, из-за отсутствия специальных материалов, "на подручных средствах", используя для этого оберточную бумагу, кожу, картон, фанеру, шелк.28 Кое-где использовали этикетки от спиртных напитков.29

На бумажных денежных знаках часто встречаются портретные изображения как исторических, так и не известных истории лиц. Для определения подлинности лица на денежном знаке следует применить иконографический анализ.

Иконографический признак в бонистике тесно переплетается с орнаментальным. Только там, где изображен известный исторический деятель (портрет, скульптура государственного или политического деятеля, полководца, художника или писателя), можно говорить о самостоятельном элементе иконографического признака. В остальных случаях изображение на денежных знаках человеческой фигуры, например, женщины как символа республики или самостоятельного государства, относится к орнаментальному признаку.

Каждая национальная культура вырабатывает свои тенденции в истории культуры данной эпохи, данного периода развития человеческого общества. По орнаментальному украшению денежного знака можно определить его принадлежность конкретному государству, нации.30

Анализ орнаментального признака, сопоставление орнаментов помогает выявить разновидность выпусков бумажных денег. К орнаментальному признаку относится также цвет денежного знака. В большинстве случаев различия в цвете самостоятельного значения не имеют, а лишь сопутствуют другим, определяющим разновидность, признакам. Однако есть и исключения, так что и здесь вопрос о цвете, как признаке разновидности, подлежит изучению в каждом отдельном случае. Так, владикавказские зеленые и желтые чеки с текстом "дебетовать счет" также отличаются только цветом и буквой серии. 25-руб. денежные знаки Пятигорского окружного исполкома, во всем сходные, имеют серии А, Б, В и Г, причем, первым трем соответствует синий цвет, а серии Г - всегда фиолетовый.

В период гражданской войны из-за нехватки бумаги, красок, специальных машин для печатания денег эмитент вынужден был выпускать разменные деньги, своим видом и размерами напоминающие почтовые или гербовые марки.31 Марки рассматриваются в виде самостоятельного филателистического признака в том случае, когда являются одним из компонентов при изготовлении денежных знаков, бон, когда марки наклеиваются на небольшие листы бумаги и как деньги, с объявлением их правомочий, с печатями, текстами, номиналами достоинства выпускаются в обращение. Это так называемые "контролки" Терско-Дагестанского правительства.

Дальнейшую судьбу эмиссии можно проследить на основе эпиграфического анализа. К эпиграфическому признаку относятся разного рода надпечатки на бумажных деньгах, после того как их выпустили в обращение. Это специальные штампы с текстами, нанесенные ручным или типографским способом, а также подделки, имитирующие оригиналы бумажных денег, но уже с другим текстом, гербом, рисунком..

В годы гражданской войны часто делалась имитация денежных знаков с целью подрыва доверия населения к эмиссии "классовых врагов".32 Для подрыва доверия населения к совзнакам контрразведка генерала А.И.Деникина надпечатала на захваченные запасы советских денежных знаков агитационные стихи и рисунки, а затем стала распространять их на советской территории. На некоторых рисунках изображался контур фиги, внутри которой значилось: "Посмотри на этот кукиш, ну-ка, что на них ты купишь?", или же: "Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки". Или совсем коротко: "Деньги для дураков". Советская власть, когда к ней попадали партии денежных знаков "альтернативных" правительств, тоже не оставалась в долгу. Шла война на фронтах, шла война валют.

Помимо чисто агитационных, нередко делались и экономические надпечатки на разного рода заменителях и суррогатах денег - на ценных бумагах, векселях, займах и купонах к ним. Таковые, выпущенные в обращение Советом Народных Комиссаров РСФСР с 16 февраля 1918 г., имели клеймо местных Советов, народных банков, казначейств и других кредитно-финансовых учреждений. Примером может служить надпечатка на облигации "Займа свободы", проставленная каучуковым штемпелем Армавирского отделения Государственного банка: "За недостатком денежных знаков выпускается... в сумме...р.. коп. без текущего купона. Управляющий В. Долинский, Кассир Н.Соболев".33

Денежные суррогаты на основе государственных процентных бумаг в северокавказском регионе выпускались в 35 населенных пунктах. Об их изобилии и многообразии можно судить, исходя из того, что из выпущенных с 1917 по 1920 гг. 1080 разновидностей всех денежных знаков, к ним относилось 393, то есть более трети.

Конечно, надпечатки на денежных знаках более всего характерны для периода войн и революций. Захватив запасы чужих денег, новые власти в условиях развала народного хозяйства стремились их использовать, предварительно проставив свои надпечатки. Но иногда, из-за расстройства экономики и затянувшейся инфляции, бумажные деньги с надпечатками находились в обращении наряду с общеобязательными и играли немаловажную роль в финансовой системе того или иного государства, той или иной власти.

Серьезные потрясения российского общества в начале нынешнего столетия породили и ряд курьезных случаев в развалившейся финансовой системе. Так, анархисты-махновцы превратили донскую трехрублевку в шутливую листовку: "Гоп кума не журись, у Махна гроши завелись. Кто ци гроши не братиме, того Махно дратиме". На гетманских тысячных гривнах встречался и такой текст: “На ци гроши не купишь и воши”.

Как видно из приведенных данных, надпечатки на бумажных деньгах помогают проследить судьбу эмиссии, являясь уникальным историческим источником. Эпиграфические признаки на денежных знаках раскрывают многие стороны политической, экономической жизни государства, являются важным фактором изучения социальной истории. Изучая историю той или иной эмиссии, историческая наука разрабатывает свои методы в исследовании специфических исторических памятников, которыми являются бумажные денежные знаки.

Природа денежного знака неразрывно связана с функционированием государства, любое изменение текста, рисунка, даты, подписи и других признаков на нем свидетельствует об изменениях политического и экономического характера. Изучая эти изменения, устанавливая их закономерности, бонистика вносит дополнения в историческую науку, вводя в оборот новый, нетрадиционный источник.

Примечания

     

  1. Малышев А.И., и др. Бумажные денежные знаки России и СССР. М., 1991. С.6.
  2.  

  3. Соколов В.М. Разновидности в общеобязательных бонах. // Советский коллекционер. - 1931. № 6. С. 156.
  4.  

  5. Тхоржевский Р.И. Методика комплексного изучения бумажных денежных знаков, бон. //Вiсник Киiвського унiверситету. 1975. № 17.
  6.  

  7. Тхоржевский Р.И. Бонистика.// Вопросы истории. 1985. № 6.
  8.  

  9. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
  10.  

  11. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977.
  12.  

  13. Изображение женщины на деньгах означает республику; орла - власть, господство; льва - власть, силу, храбрость, отвагу; сокола - храбрость, красоту, ум; медведя - силу.
  14.  

  15. Тексты штампов, надпечаток см.: Кардаков Н.И. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769-1950. Берлин, 1953.
  16.  

  17. Украинские националисты на бумажных деньгах помещали "трезубец". В древнерусском государстве с центром в Киеве этот знак был помещен на первых монетах – "златниках" и "сребрениках" – великого князя Владимира. Среднеазиатские правители – ханы и эмиры – на денежных знаках размещали полумесяц, как символ мусульман Востока.
  18.  

  19. Лазарев В.А. Хронология выпуска билетов ростовской конторы госбанка в 1918 -20 гг. // Нумбон. 1996. № 6. С.7.
  20.  

  21. Надписи помещались на денежных знаках.
  22.  

  23. Известны случаи сознательных опечаток на денежных знаках украинских буржуазных националистов: вместо слова ГРИВНА печатали ГИВНА.
  24.  

  25. Соколов В.М. Разновидности Екатеринодарских гарантированных чеков 1918 г. // Советский коллекционер. 1929. № 10-12.
  26.  

  27. Такого же характера и опечатки "Алреля - Апреля" в знаках Кубанского Краевого Правительства, все это - следствие типографских недосмотров.
  28.  

  29. Соколов В.М. Разновидности в общеобязательных бонах.// Советский коллекционер. 1931. № 7
  30.  

  31. Соколов В.М. Банковские эмиссии в г. Владикавказе. // Советский коллекционер. 1929 № 7-9.
  32.  

  33. Соколов В.М. Денежные выпуски Ставрополя. // Советский коллекционер. 1929. № 1-3.
  34.  

  35. Соколов В.М. Разновидности в общеобязательных бонах. // Советский коллекционер. 1931. № 7.
  36.  

  37. Соколов В.М. Банковские эмиссии г. Владикавказа//Советский коллекционер. 1929. №7-9.
  38.  

  39. Соколов В.М. Разновидности в общеобязательных бонах. // Советский коллекционер. 1931. № 7.
  40.  

  41. Перфорация - это особый пробивной знак, который ставится на денежных знаках, бонах в тех случаях, когда эмитент использует запасы чужих денег при их регистрации, и затем с пробивными отверстиями выпускает в обращение. Перфорация используется также при аннулировании денежной эмиссии.
  42.  

  43. Соколов В.М. Разновидности в общеобязательных бонах. // Советский коллекционер. 1931. № 7.
  44.  

  45. Кардаков Н. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769-1950. Берлин. 1953.
  46.  

  47. Клепиков С.П. Филиграни и штемпеля на бумаге русского и иностранного производства 17-20 вв. М., 1959.; Круглянский В. Сухой метод определения водяного знака.// Филателия СССР. 1970. № 5.
  48.  

  49. Филиграни – особые водяные знаки, которые образовались от сетки при изготовлении бумаги.
  50.  

  51. Рябченко П.Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР и стран СНГ (1769 - 1994гг.) Киев, 1995. С.140, 141.
  52.  

  53. В зависимости от года выпуска и от номинала купюры применялись следующие водяные знаки: толстые звезды, тонкие звезды, уголки, связанные звезды, теневые звезды, большие теневые звезды, крест, узор для вышивания на ковре, цифры номинала, волны широкие или узкие.
  54.  

  55. Коллекция С.А. Савинкова. // Молодая гвардия. 1964. № 5.
  56.  

  57. Розенберг Л. Историю рассказывают деньги. // Наука и жизнь. 1964. № 5.
  58.  

  59. Каплан Н. Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957.
  60.  

  61. 20 коп. Ростовской-на-Дону конторы Государственного банка; 10, 15 и 20 коп. Народного банка Терской республики; 10,15 и 25 коп. Минераловодской группы и др.
  62.  

  63. Тункель А. Деньги - прокламации. // Наука и жизнь. 1967. № 12.
  64.  

  65. Кардаков Н. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769 - 1950. Берлин, 1953.

 

 

 

 

 

 


УЗИ щитовидной и паращитовидной желез lokd.ru. ; Цены на деньги России