на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

     К оглавлению.

 Заключение.

Сфера денежного обращения Зауралья всегда была частью единого денежного пространства России.

Анализ причин расстройства денежного обращения в отдельные периоды его истории со всеми отрицательными последствиями для экономики региона и страны в целом, положения народа, изучение правительственных мер по его стабилизации позволяет выявить общие тенденции и охарактеризовать региональные особенности этого процесса.

Экономический механизм хрупок и в принципе неустойчив. Чрезвычайно сложно, неоднозначно экономические процессы протекают в переходные периоды. В истории денежного обращения России 1914-1924 гг. являются особым периодом. Это время, через которые не раз пролегали важнейшие рубежи, резко изменявшие направления исторического развития.

Изучение денежного обращения в контексте политической и социально-экономической жизни Зауралья в 1914-1924 гг. свидетельствует о том, что в исследуемый период денежное обращение становилось объектом регулирования целого ряда различных по своему политическому содержанию властных субъектов и осуществлялось в условиях частого изменения политических и социально-экономических устоев общества.

Созданная в процессе «модернизации Витте» и денежной реформы 1897 г. стабильная денежная система, отличавшаяся соответствием находящихся в обращении денег с их материальным обеспечением драгоценными металлами и товарной массой, в последующий период испытала воздействие дестабилизирующих факторов. Основными из них стали рост военных расходов в условиях поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. и действие дезорганизующих факторов, связанных с событиями Первой российской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. К 1913 г. негативные тенденции были преодолены.

179

 

Повысилась емкость внутреннего рынка капитала, хотя и оставалась низкой скорость поглощения рынком новых эмиссионных ценных бумаг. Российские держатели предпочитали иметь на руках закладные листы земельных банков, акции же в основном оставались на счетах банков-эмитентов. Крупные займы все еще легче размещались за границей.

Основные тенденции развития денежного обращения в условиях участия России в Первой мировой войне тесно связаны с состоянием экономики, финансов и политикой самодержавия. В результате резкого возрастания военных расходов в экономике и обществе нарастают опасные противоречия, связанные с незавершенностью модернизационных процессов. Дефицит государственного бюджета покрывается с помощью эмиссии рублей, которые вскоре теряют золотое обеспечение.

С тем, чтобы ослабить инфляцию, ликвидировать денежный дефицит, правительство предпринимает отмену эмиссионного законодательства 1897 г., приостановление размена кредитных билетов на золото. Ищет дополнительные налоговые и займовые источники, объявляя о внутренних военных займах. Ограничиваются права российских граждан передавать валюту иностранцам. Предпринимается эмиссия бумажных денег, краткосрочных обязательств, билетов Государственного казначейства, вводится разрешительный принцип сделок с валютой.

Кассы Казначейства сливаются с кассами Государственного банка. Сокращаются средства на содержание административного аппарата.

С 1915 г. начинается выпуск суррогатных денег - «марок-денег». Происходит упрощение технологии изготовления кредитных билетов, ослабления степени защиты денежных знаков, выпуск денежных знаков уменьшенных номиналов. Увеличивается число кредитных билетов в обращении. Однако размеры эмиссии не выходят за рамки потребностей военного времени. Анализ протекания финансовых процессов позволяет сделать вывод о сокращении значения бумажно-денежной эмиссии в обеспечении военных расходов.

-180

 

В связи с ростом расходов на войну и хозяйственное воспроизводство при падении объемов производства сокращается объем реального золотого запаса страны. Происходит исчезновение монеты из обращения. Сначала исчезают золотые монеты, затем серебряные, потом медные. Масса денежных знаков, находящихся в обращении к 1916 г. состояла практически полностью из бумажных денег. С апреля 1916 г. начинается экономический кризис. Поворотной для судьбы страны вехой был 1917 г. Начиная с октября 1917 г., происходят глубинные процессы смены социально-экономической системы. Переходная экономика - это всегда неорганическая система, отличающаяся генетической разнородностью и подвижностью входящих в нее структурных элементов, отсутствием целостности и типологической чистоты производственных отношений. Именно в такой сложнейший период проявляется реформаторская активность.

Перед Временным правительством встала необходимость решать те же проблемы: сдерживание темпов обесценения рубля, покрытия бюджетного дефицита, которые появились в связи с Первой мировой войной перед царским правительством.

Была проведена реорганизация финансовых учреждений - создано Министерство финансов Временного правительства. С тем, чтобы предотвратить неуклонное продолжающееся углубление падения национальной валюты Временное правительство также изыскивало новые налоговые и кредитные источники.

Однако условия выработки политики регулирования денежных отношений несколько изменились. Появились новые статьи расходов: вырос размер жалованья, выплачиваемого рабочим, солдатам; выросли пайки семьям призванных в армию. Но, если непосредственно сразу после Февральской революции в начале февраля 1917 г. курс российского рубля на парижской лондонской биржах поднялся на несколько пунктов вверх, то по мере углубления кризисных явлений, возникновения «министерской чехарды» (за восемь месяцев работы сменилось пять его составов)

-181

 

произошло резкое сокращение прилива союзнических кредитов. Сильно возросли и размеры сумм, запрашиваемых на устройство администрации.

Использовались внутренние займы. Так, были выпущены в обращение облигации широко известного «Займа свободы».

Основным способом покрытия бюджетного дефицита стала эмиссия. Были расширены права на выпуск необеспеченных золотом денежных знаков (с 8.5 млрд. рублей до 19, 4 млрд. рублей). Был предпринят выпуск денежных знаков уменьшенного номинала (20 руб. и 40 руб.), получивших известность, как «керенки». Продолжали выпускаться суррогатные «марки-деньги».

Первоначально высокий полиграфический уровень исполнения денежных знаков с изображением новой революционной эмблематики (орел с российского герба со сложенными крыльями) постепенно понижался. С целью уменьшения расходов на изготовление бумажных денег Временное правительство также пошло по пути упрощения степени защиты купюр от подделок, денежные знаки стали выходить в более простом оформлении, с уменьшенными номерами, а позже и вовсе без номеров.

Особенностью регулирования денежных отношений в эпоху от февраля к октябрю 1917 г. стало использование Временным правительством новой необычной формы выпуска денег. Они выпускались цельными неразрезанными листами. Разрезая эти листы различным способом, возможно было получить как крупные, так и мелкие купюры.

Усилия Временного правительства по регулированию денежного механизма оказались неэффективными. Продолжалось дальнейшее обесценение рубля. Временное правительство - в отличие от царского правительства в августе 1914 - феврале 1917 гг. не смогло удержать эмиссионные процессы под своим контролем. В результате за восемь месяцев его деятельности вдвое выросла денежная масса, находящаяся в обращении. Изменился характер инфляции. Рост цен стал обгонять рост выпуска бумажных денег. Появилась «параллельная валюта» с различными курсами.

182

 

С осени 1917 г. по начало 1920 г. в период кризиса власти, перераставшего местами в безвластие или многовластие, в эпоху развала всероссийской власти на множество различных правительств и создания в итоге противостоящего Совнаркому РСФСР Российского правительства адмирала А.В. Колчака Зауралье стало ареной столкновения и противоборства различных политических сил.

Деятельность Временного Сибирского правительства, как и других местных областных правительств первоначально сводилась к восстановлению управляемости своей территории. Особое внимание Временное Сибирское правительство уделяло финансовым вопросам, нормализации работы отделений Государственного банка, казначейств, касс и других финансовых учреждений. Для нужд торгового оборота при отсутствии денежного подкрепления из эмиссионного центра осуществлялся выпуск собственных денежных суррогатов (от имени сибирских банков): купонов, облигаций «Займа Свободы», серий билетов Государственного Казначейства и др. Предпринимались и другие тактические меры регионального уровня по введению чекового обращения и снабжению финансовых учреждений денежной наличностью.

Члены Временного Сибирского правительства осознавали, что нужда в средствах в настоящих конкретно-исторических условиях не могла быть удовлетворена в короткие сроки. Для радикального излечения финансов требовались меры длительного характера (установление государственного бюджета; освобождение казны от всех непроизводительных расходов; снятие с нее расходов по тем отраслям народного хозяйства, которые могут обслуживаться частным капиталом), но эффект от этих мер возникнет в отдаленном будущем. Однако ситуация требовала незамедлительных действий. Поэтому Временному Сибирскому правительству пришлось прибегнуть к паллиативным мерам. Паллиативы как полумеры, половинчатые, дающие временное облегчение мероприятия, были средствами, имеющими неустойчивый кратковременный эффект, и в итоге

 183

 

зачастую в условиях нехватки времени и относительной политической слабости Временного Сибирского правительства усугубляющими ситуацию

В качестве паллиативов предлагались краткосрочный внутренний торгово-промышленный заем; урегулирование переводных и чековых операций; введение принудительного чекового обращения, отмена запрета на обращение выпущенных местными правительствами суррогатов денег, и как крайняя, исключительная мера, продолжение печатанья кредитных билетов.

Имевшиеся в обращении более ста видов местных денежных знаков Временное Сибирское правительство долго не признавало, так как они для него были «чужими».

В октябре-ноябре 1918 г., реальная власть во всей антибольшевистской России переходит к Совету Министров Российского правительства. В этот период, благодаря своим властным полномочиям, Совет Министров Временного Всероссийского правительства принимает решение о передаче верховной власти А.В. Колчаку. В ноябре 1918 г. выстраивается единоначалие и вертикаль государственной власти. На повестку дня поднимаются и решаются уже стратегические вопросы госбюджета, денежного обращения, налогов, сборов и т.п.

При Российском правительстве была восстановлена достаточно развитая система налогообложения. Налоги, сборы и акцизы стали главными средствами наполнения бюджета.

Однако в силу переживаемого момента налоги не могли покрыть все возрастающий дефицит госбюджета, что достигалось за счет эмиссии денежных знаков. Для проведения денежной реформы на всей территории государства в США были заказаны в необходимом количестве государственные кредитные билеты, казначейские знаки и краткосрочные обязательства государственного казначейства. (Летом 1919 г. в денежное обращение Сибири стали поступать первые бумажные денежные знаки американского изготовления, однако большая часть из заказанных средств были задержаны союзниками). Кроме того, предпринимались успешные

184

 

попытки для изготовления новых денежных знаков мелких номиналов на территории страны.

Как и Временному Сибирскому правительству, Министерству финансов Российского правительства пришлось решать проблему обращения имевших хождение на территории Зауралья более ста видов местных денежных знаков.

По условиям выпуска и политической обстановки суррогаты денежных знаков имели хождение только в ограниченной области - в основном, в том месте, где они были выпущены. Это создавало большие затруднения держателям знаков при передвижении в другие места, где денежные суррогаты просто не признавались как средство платежа.

Появление местных денежных знаков в финансовом обращении России в годы гражданской войны явилось объективным следствием распада связей между отдельными регионами и денежного дефицита, вызванного финансовой политикой предшествующих лет.

Кризис власти и социально-экономическая нестабильность в стране выступили катализатором выпуска местных денежных знаков. Наиболее типичными причинами, стимулировавшими появление, развитие и исчезновение местных эмиссий, можно считать факторы технического, фискального и политического характера. Ранее всего начинает действовать группа причин технического характера. Ухудшение и разрыв сообщений с эмиссионным центром затрудняло снабжение мест мелкими купюрами денежных знаков. На почве разменного кризиса возникали местные денежные эмиссии банковского, муниципального и кооперативного типа.

По мере ослабления связей с центром и углубления расстройства финансов постепенно на первый план начинают выдвигаться моменты экономического характера. Местные денежные выпуски производились уже не столько для борьбы с разменным кризисом, сколько в качестве дополнительного доходного источника покрытия местного бюджетного дефицита.

185

 

Бороться с этим явлением путем административных запретов или ограничений было невозможно. Необходимо было устранить причину появления местных денежных суррогатов, то есть восстановить связи между финансовыми учреждениями страны и создать необходимый запас денежных знаков общероссийского образца для замены суррогатных денежных знаков на полноценные. : ,                                   1

После ликвидации областных правительств, в связи с установлением власти Российского правительства, и с открывшейся свободой передвижения на значительной части освобожденной от большевиков территории государства, в том числе Зауралья, представлялось необходимым допустить для держателей местных денежных знаков размен их на общегосударственные. В отличие от Временного Сибирского правительство Российское правительство большую часть из них признало и предприняло ряд мер для их обязательной регистрации. Регистрация была необходима для получения точных сведений обо всех произведенных в районах отделений выпусках местных денежных знаков. Были установлены также даты окончания хождения и проведения обмена на общегосударственные денежные знаки.

С этой целью, впредь до издания общего закона, определяющего условия обращения и выкупа этих знаков, Государственный банк признал возможным предоставить управляющим отделениями Государственного банка в каждом отдельном случае право разрешать держателям местных знаков, представителям войсковых частей, правительственных, общественных и частных учреждений, а также отдельным воинским чинам и частным лицам размен предъявляемых ими местных денег на общегосударственные без ограничения суммы в зависимости от состояния наличности кассы отделения. Эти мероприятия позволили до прибытия денежных знаков нового образца смягчить разменный кризис и дефицит наличности в обращении. Прибывающие новые «сибирские деньги» были

186

 

предназначены в первую очередь для обмена местных знаков - «мухинок», «краснощековских», «дутовских», самарских, оренбургских.

Выпуски местных денег, без разрешения центральной власти и даже без осведомления Государственного банка (в Омске) об этом сильно затрудняли его работу, как регулятора денежного обращения в стране и отрицательно влияли на расстроенные и без того финансы страны. Российское правительство правильно понимало пагубность существования местных денежных знаков, но пыталось бороться с этим явлением, не успев полностью создать для этого должных экономических предпосылок.

Военные победы над красными усугубляли финансовые проблемы А.В. Колчака из-за большого притока с освобожденных территорий печатаемых большевиками «керенок». Российское правительство осознавало необходимость срочного обмена «керенок», вывода их из обращения, дабы предотвратить крушение денежного обращения и финансовой системы. Это потребовало перенести во времени некоторые этапы денежной реформы. Первоначально предполагалось обменивать местные денежные знаки и суррогаты именно на «керенки», затем «керенки» обменять на «романовские» деньги, а затем все вместе взятое - на новые кредитные билеты американского изготовления.

К началу лета 1919 г. было выпущено почти 7,5 млрд. руб. «сибирских» денег, положение с денежной наличностью существенно улучшилось. К апрелю 1919 г. денежный оборот был более-менее насыщен государственными денежными знаками нового образца. В распоряжении правительства имелся большой золотой запас, поступления налогов и сборов стабилизировали бюджет. По сравнению с территорией РСФСР большого товарного и продовольственного дефицита не было. Боевые действия шли в европейской части России. В Зауралье население жило в условиях довольно спокойной мирной жизни.

В отличие от проводившейся в РСФСР политики принудительного государственного регулирования хозяйственных отношений, политики

187

 

«военного коммунизма» с его трудовой повинностью, карточками, уничтожением денег и частной собственности, на несоветских территориях востока России продолжала существовать денежная система на основе капиталистического регулирования экономикой. Совет Министров Российского правительства стал предпринимать попытки противопоставить реальную финансовую систему со своими деньгами, налогами, активной внешней и внутренней торговлей печатному станку большевиков, захвативших клише для изготовления денежных знаков старых образцов и предпринимавших безудержную эмиссию.

В этот период созрели все предпосылки для проведения денежной реформы. Будущая реформа рисовалась в реализации следующих основных преобразований: дальнейшей унификации денежного обращения во всей антибольшевистской России, замене всех имеющих хождение денег денежными знаками нового образца. Появилась возможность приступить к первому этапу проведения денежной реформы - выводу из обращения «керенок» достоинством в 20 и 40 руб. При этом работа печатного станка, de facto обеспеченного золотым запасом России, носила вспомогательную роль. Стал происходить постепенный вывод из оборота местных денежных знаков. Но проблема состояла в том, что денежных знаков общегосударственного образца не хватало. Преграды союзников по своевременной доставке из США новых денежных знаков не дали возможности Российскому правительству для проведения денежной реформы и полного отсоединения от денежной системы РСФСР. В связи с наступлением красных не хватило также и времени. Идея оздоровления финансов в правительстве была доминирующей, но объективные возможностей для этого не сложились.

После ряда военных неудач армии Российского правительства были разгромлены, а само правительство прекратило свое существование. На территории Зауралья в конце 1919 г. установилась Советская власть. Проводя политику «военного коммунизма» и разгромив на фронтах гражданской войны своих военно-политических противников, Советское правительство

188

 

долго не могло нормализовать денежное обращение и восстановить экономику страны. Попытки в период «военного коммунизма» найти вместо денег какую-либо иную форму народнохозяйственного учета потерпели неудачу.

По денежной системе в эпоху «военного коммунизма» был нанесен сокрушительный удар. Эмиссия денег в этот период стала главным средством обеспечения доходов бюджета, а беспредельное обесценение денег зачастую рассматривалось как прогрессивное явление, свидетельство их «самоотрицания».

Переход к НЭПу поставил задачу восстановления устойчивого денежного обращения. Эмиссия денег продолжалась и в 1912-1922 гг.

Относительно путей стабилизации рубля появились разные точки зрения, отражавшие особенности денежного обращения в то время. В 1921 г. - 1922 г. наряду с бумажными деньгами обращалось и золото, восстанавливавшее свою роль всеобщего эквивалента. Некоторые экономисты - (М. Соболев, Д. Кузовков, Е. Кнорре и др.) - предлагали перейти к золотому обращения. При чрезвычайной ограниченности золотого запаса (накануне денежной реформы он составлял менее 9% дореволюционного) такое предложение могло усилить позиции частного капитала, а также привело бы к утечке золота за границу. С идеей товарного обеспечения устойчивости валюты выступил С.Г. Струмилин. Он предлагал эмитировать деньги по образцу облигации хлебного займа - как представителей определенного товара или набора товаров. Накопление золота в руках государства С.Г. Струмилин предлагал заменить накоплением товаров. Спор между сторонниками концепций «товарного» или «золотого» рубля в основном завершился с началом выпуска «червонцев» - банкнот, не менее, чем на 25% обеспечивающихся золотом и устойчивой иностранной валютой. Червонцы не разменивались на золото, но, во-первых, такая возможность в принципе не исключалась в будущем, во-вторых, курс червонца, равный 10 руб. в прежней российской золотой монете,

189

 

систематически поддерживался по отношению к фунту стерлингов, доллару и другим валютам в соответствии с их золотым паритетом. Таким образом, практически победили сторонники «золотого исчисления», что было вполне закономерно, особенно с позиций перспектив преодоления изоляции советского хозяйства от рынка.

Еще до реформы начался процесс вытеснения «совзнака» из оборота золотом и иностранной валютой, но они вытесняли его лишь при выполнении функций меры стоимости и средства обращении, тогда как червонец постепенно проник в розничный оборот, начал замещать «совзнак» в качестве средства обращения и средства платежа. Уже летом 1923 г. обнаружилось, что факт параллельного обращения двух валют приводит к обесценению денег, к инфляции.

Начиная с Первой мировой войны, рубль обесценился в 50 миллиардов раз. Количество денег в обращении увеличилось за время Первой мировой войны в 13 раз, за время «военного коммунизма» - в 100 раз, за первые годы НЭПа - в 350 раз. Эмиссия дала в 1922 г. 296,5 млн. руб., в 1923 г. - 327,8 млн. руб. !

Нормализация денежного обращения в СССР произошла, после трех денежных реформ. Две из них были проведены в форме деноминации. В результате третьей реформы изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золото-девизная форма золотого стандарта. К июлю 1924 г. был впервые достигнут бездефицитный бюджет, прекращена эмиссия денег для покрытия государственных расходов.

Советское государство смогло создать твердые деньги, успех денежной реформы стал важнейшим фактором, предопределившим выход всей экономики из кризиса.

На примере Зауралья ярко прослеживается вся острота и многообразие проблем, с которыми столкнулась Россия в период 1914-1924 гг. Сначала их

190

 

причинами выступали развал армии, военные поражения, экономические просчеты Временного правительства, следствием чего стало нарушение нормального денежного обращения. Затем политические противоречия привели к началу гражданской войны. Восстание чехословацкого корпуса дало толчок к разрушению единого экономического и политического пространства страны, следствием чего явился бурный расцвет местного и регионального деньготворчества.

Характер денежного обращения непосредственным образом связан с устойчивой государственной властью, обуславливающей стабильность финансово-экономической и политической систем. В экстремальных условиях, к которым с полным основанием можно отнести состояние нашей страны в 1914-1924 гг., претерпевают изменения общественные связи, рушится финансово-экономическая система, что наиболее рельефно проявляется в расстройстве денежного обращения. Возникают такие явления, как потеря доверия к национальной валюте, усиление инфляции, выпуск во все увеличивающихся количествах необеспеченных бумажных денежных знаков. Практика подтвердила, что целью экономической политики является не резкие изменения экономических курсов, а вовлечение экономическими методами субъектов производственных отношений, предпринимателей и трудящихся в русло закономерного движения.

191

 К оглавлению.

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России