на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    

 

Рольф Майзингер

Баранов А.Г.

 Рольф Майзингер родился 16 ноября 1970 года в Казахстане. По образованию - художник-оформитель. С 1994 года живет и работает в Германии. Писать и издаваться начал в 2002 году. Российскому читателю известен по книгам «Секрет рисовальщика» и «Памирская жуть». Его статьи и очерки на темы коллекционирования, путешествий и мистических феноменов неоднократно публиковались в прессе Германии, Швейцарии, Австрии, США и Канады. А также на русском языке в странах СНГ.

Рольф Майзингер – писатель, публицист, член международного союза писателей «Новый современник» и союза художников Германии. Автор книг «Grusel auf dem Dach der Welt»(2003), «Секрет рисовальщика»(2005), «Des Zeichners geheimnis»(2006), «Памирская жуть»(2007). В 2009 году ожидается выход серии ярко иллюстрированных книг по банкнотам мира под общим названием «Деньги. История, тайны, загадки» (Издательство «Интеркрим Пресс»).

 

 Библиография

Рольф Майзингер Новые банкноты Туркестана // Банкноты стран мира. – 2005. – № 12. – С. 32-34. О современных денежных знаках государств Средней Азии.

 

От автора

Изучение изображений на банкнотах мира часто приводит к совершенно неожиданным результатам. А содержание отдельных из них можно смело назвать сенсационным. Нередко в поисках информации к одному сюжету вдруг оказываешься на пороге тайны о существовании которой даже не догадывался. Ведь на бумажных деньгах можно встретить что угодно - портреты ученых и знаменитостей, фрагменты из жизни удивительных этносов, редчайших животных и птиц, великолепные храмы и овеянные легендами развалины. Попробуйте взглянуть на все это глазами криминалиста и историка, ценителя прекрасного или просто любознательного туриста. И вы поймете, что банкноты настолько многогранны, что ожидать сюрприза можно в любой момент. Вооружитесь терпением реставратора и осторожностью археолога, упорством исследователя и воображением мистика! Не пожалейте времени на работу с архивом исторической памяти! И тогда очередное сенсационное открытие не заставит себя ждать...
(в книге представленно 300 цветных банкнотных изображений)

Два отрывка из книги «Банкноты мира. Скрытые знаки бумажных денег»

 

Всадник без головы и Со

 

Особого внимания заслуживает тот факт, что тематическому разнообразию немецких банкнотных серий 1920-х гг. мы обязаны в первую очередь коллекционерам. Они быстро распознали в крохотных бонах новое и интересное направление в собирательстве. Увлечение инфляционными деньгами в Германии достигло в 1921--1923 гг. таких масштабов, что выпуски банкнот и монет в этот период в основном ориентировались на бонистов и нумизматов. Большим спросом пользовались серии, на которых были изображены известные личности, архитектурные сооружения, важные исторические события. Имели место и совсем уж экстравагантные выпуски, как, например, в 1921 г. в городе Берга (Тюрингия). На этих бонах встречаются изображения всадника без головы и привидения местного замка -- женщины в белом (рис. 35).

 

Рис. 35. Германия -- нотгельд г. Берга -- 75 пфеннигов 1921 г. (83 x 54 мм)

 

Легенды с участием всадника без головы на западе Германии известны испокон веков. В большинстве случаев призрак играл в них роль омена, зачастую показываясь тому, кто в скором времени и сам должен был умереть. Бытовало мнение, что обезглавленный служил своеобразным предупреждением всем тем, кто намеревался совершить какое-нибудь преступление. Мол, не вздумай согрешить, а то и с тобой обойдутся не лучшим образом.

Нечто похожее произошло в старину в окрестностях самого северного города земли Рейн Вестфалия -- Линниха. С некоторых пор там в лунные ночи местным жителям стал мерещиться галопирующий вдали всадник без головы (его можно увидеть на нотгельде в 25 пфеннигов (рис. 36)). Выяснения его «личности» ни к чему не привели. И тогда суеверными крестьянами была выдвинута вполне жизнеспособная версия о том, что неизвестным грешником мог оказаться, например, не пойманный при жизни вор, который вместо того, чтобы жариться в преисподней, был призван отвращать людей от худых затей.

 

Рис. 36. Германия -- нотгельд г. Френкиш-Крумбах -- 25 пфеннигов 1920 г. (97 x 70 мм)

 

Нередко выходцу с того света приписывались и качества мстителя. По некоторым легендам, в прежней своей жизни он был солдатом, а голову потерял то ли в жестокой схватке, то ли при предательском убийстве во сне. Это и привело к тому, что его неупокоенная душа, жаждущая мщения, бродит в поисках убийцы.

Однако в народе ходили и совсем уж курьезные истории. Так, в одной австрийской саге рассказывается о Чумном всаднике (Der Pestreiter) из Кальтерна, которого якобы можно было встретить ночью на дороге между Кальтерном и Оберпланитцингом. Всякий, кто его видел, отмечал интересную закономерность: даже при самом ярком лунном свете ни всадник, ни его рысак не отбрасывали тени. Пропадало видение всегда в одном и том же месте -- около одинокого дорожного столба. А история Чумного всадника такова. Давным-давно в Кальтерне и его окрестностях лютовала чума. И только соседний городок черная смерть обошла стороной. Тогда один зловредный житель зараженного чумой Кальтерна решил, что было бы справедливее, чтобы несчастье перекинулось и на их соседей. Он оседлал лошадь и отправился «в гости». Но по пути у дорожного столба и околел. Там же обеспокоенные за судьбу своего города добросердечные соседи его и похоронили. С тех пор призрак грешника выезжал на свои ночные прогулки в виде черного всадника без головы. Смерть с косой на лошади на фоне опустошенного чумой города запечатлена на нотгельде в 1 марку (рис. 37).

 

Рис. 37. Германия -- нотгельд г. Филипсталь (Верра) -- 1 марка 1921 г. (106 x 70 мм)

 

Мистические персонажи нередко населяли нотгельды. Так, на нотгельде города Орламюнде можно увидеть призрак Белой женщины (рис. 38).

 

Рис. 38. Германия -- нотгельд г. Орламюнде в Тюрингии -- 50 пфеннигов 1921 г. (94 x 65 мм) 

 

Другая немецкая легенда повествует о жутком безголовом всаднике, пугавшем ночных прохожих неподалеку от города Вассенберга, что в низовьях реки Рур. Ровно в полночь его не раз видели скачущим по окрестным полям. Когда же он нагонял зазевавшихся путников, то резко осаживал коня и замогильным голосом стонал: «Отдайте мне мою голову!» Об этом фольклорном персонаже известно следующее. При жизни он был младшим из двух сыновей одного зажиточного крестьянина. Необходимо добавить, что в старые времена по немецким законам принадлежавшая крестьянину земля не могла быть поделена между его наследниками, а потому автоматически переходила к старшему сыну. Младшего такой расклад дел, прямо скажем, не устраивал. А тут ему и случай подвернулся, чтобы от брата избавиться. Поехали как-то братья в поля на работу. Старший сидел в телеге, а младший за ним верхом следовал. И тут случилось непредвиденное -- старший брат вдруг вывалился из повозки и попал под колеса. Но вместо того чтобы броситься ему на помощь, младший ждал, когда тот испустит дух. После смерти отца он и унаследовал все хозяйство. Правда, оно не принесло ему счастья. Мысли о том, что в смерти старшего брата была и его вина, терзали младшего все больше и больше. Он начал пить и быстро спустил все, что тяжелым трудом нажил его отец. Когда же, забрав детей, от него еще и ушла жена, он пошел в лес и повесился там на древесном суку. Труп его несколькими днями позже обнаружили лесорубы. Они сняли тело и притащили в деревню, чтобы по христианскому обычаю придать несчастного земле. Однако местный пастор не позволил им хоронить самоубийцу в освященной земле деревенского кладбища. (Кстати, и сегодня самоубийц в Германии – и не только -- хоронят отдельно от умерших естественной смертью.) И людям не оставалось ничего другого, как похоронить его подальше от деревни. На перекрестке двух дорог, рядом с тем лесом, где повесившегося и нашли, лесорубы вырыли яму. Но прежде чем закопать бедолагу, отрубили ему голову и зарыли ее отдельно, потому как побоялись, что покойник может превратиться в упыря. Судя по сохранившейся легенде, в своих опасениях они не ошиблись. Кстати, в дохристианской Европе таким образом нередко хоронили важных особ, принявших смерть в пути.

 

Рис. 39. Германия -- нотгельд г. Берга -- 25 пфеннигов 1921 г. (83 x 54 мм)

 

А вот выполненная в стихотворной форме надпись на боне немецкого города Берга (рис. 39) в вольном переводе гласит примерно следующее:

 

На перепутье безголовый.

Из темной ночи в темну ночь,

Он камень сторожит верстовый,

С себя проклятья снять невмочь.

 

Здесь пал в бою, когда пытался

Он замок силою занять,

На поле брани он остался,

Его нам имя не узнать.

 

Серия из шести бон 1922 г. (рис. 40) из немецкого города Вехты может рассказать увлекательную легенду о Цепном Псе. При жизни он был разбойником и загубил не одну невинную душу. А после смерти в наказание за свои грехи был вынужден скитаться по болотам в образе закованного в цепи огромного черного пса. Ну чем не собака Баскервилей?!

 

Рис. 40. Германия -- нотгельд г. Вехта -- 75 пфеннигов 1922 г. (90 x 60 мм)

 

Пусть это звучит несколько странно, но и среди таких редкостей как нотгельды существуют самые настоящие раритеты. К таковым относится и одна из австрийских бон 1920-х гг. (рис. 41), на которой запечатлен хозяин дремучих лесов -- леший. По внешнему виду этот австрийский лесовик удивительно напоминает своего русского собрата. С банкноты на нас смотрит лесной дух в образе чудной птицы с головой человека. Он сидит на древесном суку на фоне поднимающегося из-за леса диска луны. Кончики его ушей заканчиваются кисточками, как у рыси, а на голове -- круглая шапка. Леший курит длинную трубку, которую придерживает одной лапой. И кажется, что его глаза с колючим взглядом испускают таинственное свечение. Кстати, по одной из германских легенд о Рюбецале, этот горный дух -- повелитель гномов и хозяин Исполиновых гор -- может принимать вид любого живого существа. А значит, и такой вот чудо-птицы. Во всяком случае, нечто подобное утверждал в 1597 г. некто Гросиус: «А когда он заплутает вас настолько, что вы уже и не знаете, где находитесь, то тут же вскакивает на дерево и хохочет оттуда так, что его дьявольский смех раздается на весь лес».

 

Рис. 41. Австрия -- нотгельд общины св. Иоганна -- 10 геллеров 1921 г. (110 x 65 мм)  

 

Колоссальные и знаменитые статуи

 

В мире существуют сотни тысяч изображений Будды. От крохотных до невероятно огромных. Они встречаются повсеместно. Но чаще всего там, где проживают приверженцы буддизма. Только в Китае находятся три высочайших в мире статуи Будды. Это в первую очередь 71-метровый «Лэшаньский Будда» в западной провинции Сычуань. Одна лишь голова статуи достигает 15 м. Говорят, на ступне этого Будды могут одновременно уместиться 100 человек. Высекать ее начали в 713 г. и через 90 лет монументальная скульптура была завершена. По легенде автором ошеломляющего проекта являлся монах-отшельник. Над созданием колоссальной фигуры он будто бы проработал всю жизнь. В 1996 г. «Лэшаньский Будда» был внесен ЮНЕСКО в реестр мирового культурного наследия. На втором месте - монумент Будды в уезде Жунсянь (провинция Сычуань), высотой в 36,67 м. А третью позицию в этом списке занимает статуя Будды в пещерном храме Могао в Дуньхуане высотой 35,5 м.

К великому сожалению бонистов, специализирующихся на коллекционировании банкнот на тему памятников старины, ни одна из описанных выше статуй не попала на бумажные деньги КНР. Но не стоит огорчаться! По меньшей мере две другие статуи Будды из Китая увековечены таким образом.

 

Рис. 95. Китай -- 10 юаней 1944 г. (160 x 78 мм) 

 

На китайской боне в 10 юаней 1944 г. (рис. 95) запечатлена статуя Будды Шакьямуни (Еще одно имя исторического Будды; переводится как «мудрец из клана Шакья») из уникального пещерного комплекса Юньган (грот № 20). Высота этой буддийской святыни 13,7 м. Комплекс пещер Юньган протяженностью в 1 км, расположен у южного подножия гор Ужоу, в 16 км к западу от города Датуна.

Приказ на создание этого колоссального шедевра пещерного искусства был отдан императором Вэнь Чен-ди из династии Северная Вэй. Строительство было начато в 453 г., а руководил им буддийский монах Тань Яо. При его непосредственном участии в скале были вырублены первые пять царских ниш и украсившая китайскую бону 1944 г. статуя Будды Шакьямуни, над которой монах со товарищи работал пять лет. И очень может быть, что на ее создание Тань Яо вдохновили Бамианские колоссы. Статуя совершенно уникальна. И от других известных изображений Будды ее, в первую очередь, отличает живой взгляд и добродушное выражение лица. А еще... полный «разлад» в пропорциях: слишком широкое лицо, короткая шея, покатые плечи и мощная грудь. Известно, что Вэнь Чен-ди пожелал, чтобы скульптуре были приданы его, императорские, черты. Конечно, о каком-либо сходстве с оригиналом нам сегодня судить трудно. Но в том, что образ этого Будды более человечный нежели, скажем, у большинства других, сомневаться не приходится.

До настоящего времени в Юньгане сохранились 53 пещеры и более 1000 ниш. А помимо того 51 тысяча каменных скульптур. Высота самой большой статуи Будды (грот № 5) составляет 17 м, а самой маленькой бодисатвы (по рангу чуть ниже Будды) -- 2 см. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО только в 2001 г.

 

Рис. 96. Гонконг -- 50 долларов 2003 г. (148 x 74 мм)  

 

На 50-долларовой купюре 2003 г. из Гонконга (рис. 96) -- панорама гористого острова Лантау. Его еще называют Островом молитв. В отличие от острова Гонконг, который уже давно «пришвартован» многочисленными мостами и магистралями к материку, Лантау еще до недавнего времени оставался самым настоящим островом, на который можно было попасть исключительно по воде. Только в мае 1997 г. в эксплуатацию был торжественно сдан первый многоярусный подвесной мост Синг-Ма, соединивший Остров молитв с Большой землей. Для многотысячной армии паломников к святым местам буддизма это обстоятельство оказалось как нельзя кстати. Ведь на Лантау по меньшей мере 15 монастырей и иных сакральных мест. Там же в 1993 г. была установлена и самая большая бронзовая статуя Будды. Она находится на вершине холма и в ясную погоду видна за десятки километров. К подножию застывшего в позе лотоса божества ведут 268 ступеней. Фигура высотой в 26 м весит 202 т. При строительстве в нее были заключены две частички праха Будды, а внутри полой статуи расположен храм-музей, где в виде картин представлены все важнейшие этапы в жизни Будды Шакьямуни. Если внимательно присмотреться к изображению на представленной здесь банкноте Гонконга, то можно без особого труда разглядеть эту достопримечательность Острова молитв. Кстати, рассказывают, что там, в окрестностях монастыря По-Линь («Драгоценный лотос»), который находится на соседнем со статуей холме, иногда можно услышать голос Пробужденного.

 

Рис. 97. Шри-Ланка -- 50 рупий 1982 г. (145 x 73 мм)

 

Обезглавленный торс крупной буддийской скульптуры украшает оборотную сторону 50 рупий 1982 г. из Шри-Ланки (рис. 97). Это статуя из так называемого Дома отражений (Ланкатилака), который является частью монастырского буддийского комплекса Джетавана в Полоннаруве, населенном пункте в северо-восточной части острова Цейлон, близ Анурадхапуры. Голову этот Будда потерял уже в XX в. Статуя попросту не выдержала напора времени. В отличие от каменных фигур Китая, которые, как известно, высекались в скалах, эта была сложена из обыкновенного кирпича и сверху покрыта штукатуркой. Удивительно, что она вообще так долго простояла. Первоначальная высота Будды из «Дома отражений» была 13 м. Но за счет двух мощных полуколонн у входа в зал, где она стоит, размеры статуи кажутся более значительными. Полоннарува была центром сингальской цивилизации в XII в., но с упадком второго сингальского государства двумя веками позже она тоже постепенно пришла в упадок.

Полное название Бангкока -- столицы Таиланда -- является и самым длинным географическим названием в мире. Оно звучит так: «Крунгтеп прамаханакон амон ратманакосин махиндрахоттая мадилокпоп напараттана рагчатани буриром удомратчанивет махасатан амонпиман аваттанасатит сукатуттия висанукам прасит». Что переводится как «Город ангелов, великий город, резиденция изумрудного Будды, наследник Айюттаи, великая столица мира, украшенная драгоценными камнями, город счастья, город-дворец». Изумрудный Будда, о котором здесь говорится, пожалуй, -- самая почитаемая реликвия тайцев. Существует поверье, что ее исчезновение непременно повергло бы страну в хаос. Размеры этой статуэтки из темно-зеленой яшмы невелики -- от силы 70 см. Хранится она в Ват Пракео -- бывшей королевской резиденции, которая запечатлена на тайской боне в 100 батов 1969 г. (рис. 98). Там же можно увидеть и храм Изумрудного Будды. А история этой статуэтки не уступает и самому остросюжетному детективу.

 

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России